Чтение и развитие ребенка в начальной школе начинается с любимых сказок. Но с каждым годом список литературы «на лето» усложняется и растет. Появляется необходимость вести читательский дневник. И со временем это полезное начинание становиться тягостной ношей, отбивающей всякое желание читать.
Чтение для ребенка – это работа, требующая усидчивости и внимательности. Поэтому для большинства детишек оно не является любимым занятием. И справится с трудностями, возникающими перед младшим школьником, призван помочь урок чтения. На нем учат не только раскодировать печатные знаки и преобразовывать их в слова, но и понимать смысл прочитанного. Пересказы, ответы на вопросы, глубокий разбор произведения помогают запоминать слова. Видеть их в тексте, что развивает беглое чтение. И когда появляются плоды этой работы – т.е. ребенок начинает образно воспринимать прочитанное, появляется внеклассное чтение.
Хотя внеклассное чтение, как видно названия, предполагает активную домашнюю работу. Но провести связь между учебным материалом и огромным литературным трудом человечества можно как раз через внеклассное чтение. Хотя, в какой форме это произойдет, зависит от учителя.
Принуждение к чтению книг — плохая идея
Так в чем же цель внеклассного чтения? Не только для ознакомления с миром книг, но в первую очередь в том, чтобы заинтересовать ребенка. Привить любовь к чтению, к познанию чего-то нового. Поэтому если вы хотите навсегда отбить у человека любовь к чтению и ни в коем случае не позволить ему стать самостоятельным читателем, то проще всего это сделать через принуждение и обязательность.
Исходя из своего опыта работы с детьми, педагог составляет список литературы для внеклассного чтения. На родительском собрании учитель с удовольствием расскажет родителям о нем, выслушает пожелания и предложения. К тому же, теперь школы вводят электронный дневник. И ко всему прочему электронный журнал – интернет-версию классного журнала, куда вносятся, и домашние задания, и оценки. И вместе с тем рекомендуемый список литературы. Основными критериями для составления списка литературы служат объем, актуальность и текстовая доступность произведения, подходящая для конкретных учеников.
Как привить ребенку любовь к книге?
Для внеклассного чтения перегрузка материалом недопустима. Прибавьте к этому обязательность выполнения. И подумайте, будет ли интересно ученику, допустим, второго класса, читать в течение четверти навязанные три – четыре произведения в сто страниц минимум. Которые не вызывают живого интереса. При том еще вести отчетный дневник о прочитанном, для того, чтобы обсудить это в классе за несколько минут? Ведь программа обучения построена в основном на работе с учебником. А дополнительное чтение для самостоятельной работы. А ведь глубокая самостоятельная работа детям такого возраста еще не посильна. Чтобы полюбить предлагаемые произведения необходим серьезный литературный анализ, адаптированный к возрасту и развитию. Иначе чтение и развитие для ребенка так и останется «закрытой книгой». И будет с легкостью заменено телевизором или компьютером.
Поэтому список литературы по внеклассному чтению для начальных классов должен быть небольшой. К примеру, не более 10-12 произведений классической детской литературы. Объемные произведения должны встречаться не чаще, чем раз в пол года. А небольшие обрабатываться за две-три недели. Вместе с тем, их обсуждение не должно быть формальным. К тому же, между прочтением крупных книг, необходимо делать недельные перерывы, заполненные программой из учебника.
Работа с книгой должна представлять собой сочетание пересказа и литературного анализа. Подробно обсуждается сюжет, задаются вопросы по тексту. На содержание, на оценку сюжета, на выявление психологического характера героев, на личное отношение. Подготовка учителя в данном вопросе чрезвычайно важна, хотя беседа может строиться исходя из интересов ребят. Появившиеся у класса вопросы – это показатель того, что произведение затронуло, было понято. Форма уроков разнообразна – от устного рассуждения до викторины на фактологические подробности текста. А в итоге работы – классное сочинение.
Чтение и развитие у ребенка аналитического мышления
Творческая работа детей над произведением внеклассного чтения – основной критерий успеха. Ведь именно собственные вопросы, рисунки, творческие ответы, игры, сочинения – то есть литературный анализ и заставляют работать воображение, помогают глубже вникнуть в суть произведений. А без этого невозможно открыть и оценить удивительный мир художественной литературы.
Конечно, все дети разные. Одни более одаренные, способные самостоятельно преодолевать преграды и становиться читателями. Другие, выйдя из школы, никогда не возьмут в руки книгу, несмотря на все старания родителей и учителей. Но педагог должен стараться привить хорошее отношение к книге через положительный опыт общения и умение понимать прочитанное. Для этого учитель должен быть сам профессиональным читателем, находящим в своем плотном графике время для размышления над хорошей книгой.
Официальная компания
It seems remarkable phrase to me is
Not in it business.
Всем привет, хотела бы узнать относительно вашего любимого места отдыха? Собираемся с друзьями попутешествовать и увидели советы для путешественников. Вообще предпочитаем отправиться к морю за границу куда нибудь в Грецию, Турцию или Болгарию. Посоветуйте где в это время предпочтительнее отдохнуть?
Регистрация