Чтение и развитие ребенка

Чтение и развитие ребенка

Чтение и развитие ребенка в начальной школе начинается с любимых сказок. Но с каждым годом список литературы «на лето» усложняется и растет. Появляется необходимость вести читательский дневник. И со временем это полезное начинание становиться тягостной ношей, отбивающей всякое желание читать.

Чтение для ребенка – это работа, требующая усидчивости и внимательности. Поэтому для большинства детишек оно не является любимым занятием. И справится с трудностями, возникающими перед младшим школьником, призван помочь урок чтения. На нем учат не только раскодировать печатные знаки и преобразовывать их в слова, но и понимать смысл прочитанного. Пересказы, ответы на вопросы, глубокий разбор произведения помогают запоминать слова. Видеть их в тексте, что развивает беглое чтение. И когда появляются плоды этой работы – т.е. ребенок начинает образно воспринимать прочитанное, появляется внеклассное чтение.

Хотя внеклассное чтение, как видно названия, предполагает активную домашнюю работу. Но провести связь между учебным материалом и огромным литературным трудом человечества можно как раз через внеклассное чтение. Хотя, в какой форме это произойдет, зависит от учителя.

Принуждение к чтению книг — плохая идея

Так в чем же цель внеклассного чтения? Не только для ознакомления с миром книг, но в первую очередь в том, чтобы заинтересовать ребенка. Привить любовь к чтению, к познанию чего-то нового. Поэтому если вы хотите навсегда отбить у человека любовь к чтению и ни в коем случае не позволить ему стать самостоятельным читателем, то проще всего это сделать через принуждение и обязательность.

Исходя из своего опыта работы с детьми, педагог составляет список литературы для внеклассного чтения. На родительском собрании учитель с удовольствием расскажет родителям о нем, выслушает пожелания и предложения. К тому же, теперь школы вводят электронный дневник. И ко всему прочему электронный журнал – интернет-версию классного журнала, куда вносятся, и домашние задания, и оценки. И вместе с тем рекомендуемый список литературы. Основными критериями для составления списка литературы служат объем, актуальность и текстовая доступность произведения, подходящая для конкретных учеников.

Как привить ребенку любовь к книге?

Для внеклассного чтения перегрузка материалом недопустима. Прибавьте к этому обязательность выполнения. И подумайте, будет ли интересно ученику, допустим, второго класса, читать в течение четверти навязанные три – четыре произведения в сто страниц минимум. Которые не вызывают живого интереса. При том еще вести отчетный дневник о прочитанном, для того, чтобы обсудить это в классе за несколько минут? Ведь программа обучения построена в основном на работе с учебником. А дополнительное чтение для самостоятельной работы. А ведь глубокая самостоятельная работа детям такого возраста еще не посильна. Чтобы полюбить предлагаемые произведения необходим серьезный литературный анализ, адаптированный к возрасту и развитию. Иначе чтение и развитие для ребенка так и останется «закрытой книгой». И будет с легкостью заменено телевизором или компьютером.

Поэтому список литературы по внеклассному чтению для начальных классов должен быть небольшой. К примеру, не более 10-12 произведений классической детской литературы. Объемные произведения должны встречаться не чаще, чем раз в пол года. А небольшие обрабатываться за две-три недели. Вместе с тем, их обсуждение не должно быть формальным. К тому же, между прочтением крупных книг, необходимо делать недельные перерывы, заполненные программой из учебника.

Работа с книгой должна представлять собой сочетание пересказа и литературного анализа. Подробно обсуждается сюжет, задаются вопросы по тексту. На содержание, на оценку сюжета, на выявление психологического характера героев, на личное отношение. Подготовка учителя в данном вопросе чрезвычайно важна, хотя беседа может строиться исходя из интересов ребят. Появившиеся у класса вопросы – это показатель того, что произведение затронуло, было понято. Форма уроков разнообразна – от устного рассуждения до викторины на фактологические подробности текста. А в итоге работы – классное сочинение.

Чтение и развитие у ребенка аналитического мышления

Творческая работа детей над произведением внеклассного чтения – основной критерий успеха. Ведь именно собственные вопросы, рисунки, творческие ответы, игры, сочинения – то есть литературный анализ и заставляют работать воображение, помогают глубже вникнуть в суть произведений. А без этого невозможно открыть и оценить удивительный мир художественной литературы.

Конечно, все дети разные. Одни более одаренные, способные самостоятельно преодолевать преграды и становиться читателями. Другие, выйдя из школы, никогда не возьмут в руки книгу, несмотря на все старания родителей и учителей. Но педагог должен стараться привить хорошее отношение к книге через положительный опыт общения и умение понимать прочитанное. Для этого учитель должен быть сам профессиональным читателем, находящим в своем плотном графике время для размышления над хорошей книгой.

Кстати, прочтите статью о популярном заблуждении касательно чтения в темное время суток.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Войти с помощью: