Детские ролевые игры

Детские ролевые игры

Ни для кого не секрет, что мир ребенок познает, в первую очередь, через игру. Так малыш учится общаться со своими сверстниками. Узнает, что можно, а что нельзя, учится правильно вести себя в различных жизненных ситуациях. Так какие игры наиболее полезны для наших чад? А главное, чему они могут научить наших детей? Давайте попробуем найти ответы на эти и другие вопросы рассмотрев детские ролевые игры.

Игра «Дочки-матери»

Одной из самых распространенных игр и, в то же время, одной из самых полезных, является игра в дочки-матери. Если девочка играет одна, она — «мама», а куклы — ее «дети». И ваша малышка, в ходе игры, придумывает различные жизненные ситуации. Учится заботится о своих близких, отвечать за собственные поступки. Также, она учится быть самостоятельной, вести «хозяйство». Одним словом, в ходе такой игры девочка осваивает те функции, которые выполняет в реальной жизни ее любимая мама. Такие навыки очень девочке в будущем, обязательно, пригодятся. Только помните о том, что вмешиваться в эту девчачью игру не стоит. Дайте малышке полную свободу действий, не подавляйте ее порывов. Если в игре принимает участие несколько девочек, то каждая из них принимает на себя роль одной из женщин в семье. То есть, кто-то «мама», кто-то — «бабушка», а кто-то — «дочка».

В такие моменты малышки учатся общаться друг с другом. Приходить на помощь, пусть пока в выдуманных, но все же трудных ситуациях. Доверять друг другу, сочувствовать, понимать и принимать чужие точки зрения. По сути дела, в этой игре дети проживают самую обычную жизнь. Только разница заключается в том, что дети видят все гораздо проще. Они упускают из виду конфликтные ситуации, значительно упрощают реальную жизнь, сводя ее к простым алгоритмам. Например таким, как отвести «дочку» с садик, сходить на работу, приготовить обед. «Бабушка» может заниматься выращивание овощей на огороде, а «мама» трудиться в офисе. После этого, когда «семья» воссоединяется, они вместе пьют чай. Обсуждают интересные темы, беседуют «по душам» и т.д. Если в игре участвуют как девочки, так и мальчики, то, сама по себе, игра становится гораздо более живой и наполненной более «серьезными событиями». Мальчишкам необходимо постоянно двигаться, а девочки учатся мириться с их непослушанием, идти на компромисс, уступать.

Детские ролевые игры — репетиция перед реальной жизнью

В конечном итоге, игра позволяет каждому ребенку найти свое место в кругу сверстников. Почувствовать себя важной частью общества, нужным окружающим. Кроме того, во время таких совместных игр, дети узнают характер друг друга, особенности поведения, привычки другого. Что в дальнейшем значительно упростит общение между полами в частности и с окружающими в целом. Если в игре участвуют взрослые, изображая при этом детей, то это прекрасная возможность узнать, что на самом деле чувствует и думает ваше чадо. Каким оно видит ваш подход к воспитательному процессу. Взрослые, которые изображают «дочек» и «сыночков», должны задавать многочисленные вопросы. А маленькие «мамы» и «папы» учатся отвечать на них.

В такой игре, кроме всего прочего, вы узнаете, какие знания о том, что «такое хорошо, и что такое плохо» и что «можно, и чего нельзя», имеются у вашего ребенка. После игры вы будете знать те пробелы, которые вы допускаете в вопросах воспитания, и сможете мягко и ненавязчиво восполнить их в последствия. Помните о том, что главное на детей не давить. В конце концов, они будут «воспитывать» вас так же, как вы воспитываете их. Посмотрите на себя со стороны и попробуйте объективно оценить то, насколько правильно вы ведете себя в обычной жизни.

Ролевая игра «Больница»

Еще одной ролевой игрой, которая может быть очень полезной, является игра в «скорую помощь». Суть игры обычно заключается в том, что один малыш изображает «больного», которому становится плохо, и он по телефону вызывает «медицинского работника». Последний прибывает к больному и оказывает ему помощь. С помощью ненастоящих медикаментов и прочих медицинских принадлежностей. При этом, «врач» интересуется у мнимого больного, что у него болит, где именно и насколько сильно. Выясняет, что могло стать причиной болей. Если «врач» сочтет нужным, то «больного» могут отправить в «стационар».

Подобные детские ролевые игры учат ребенка общаться. У него развиваются чувства милосердия, сопереживания, возникает огромное желание помочь окружающим. А также приходит умение заботиться о тех, кто в этом нуждается. Помимо этого, не забывайте, что любые «профессиональные» игры — это всегда первый шаг к самоопределению ребенка как будущего специалиста. Попробовав себя в разных ролях, вполне вероятно, ребенок заинтересуется какой-нибудь конкретной сферой профессиональной деятельности.

Игра «Детский сад»

Хорошей игрой является — «детский сад». При этом, детишки распределяют между собой роли воспитателей, нянечек, а роль «детей» достается куклам. Тут все происходит в таком же порядке, как и в обычном детском саду. «Малышам» накрывается завтрак, они делают зарядку, танцуют под ритмичную музыку. Проводятся занятия, например, по освоению алфавита или цифр. Обязательно присутствует сонный час, после которого «детей» нужно заплести и одеть. Далее следует полдник, затем подвижные или интеллектуальные игры. Очень хорошо, если родители тоже примут участие в такой игре. Правда их роль в этой игре будет несколько второстепенна — например, «повар», «методист». Главное, что, как участники игры, взрослые смогут наблюдать за поведением детей. Давать им ненавязчивые советы, корректировать процесс по своему усмотрению.

Играя в детские ролевые игры малыши учатся доброжелательности, отзывчивости, ответственности. Детки приучаются к дисциплинированности, терпимости по отношению к «коллегам» или своим подопечным «детям». Родители же, в свою очередь, сможете наглядно увидеть, каким образом ваш ребенок ведет себя в их отсутствие. И как он видит воспитательный процесс в детском саду.

Детские игры в «Поезд»

По мнению детских психологов, наиболее объединяющей и раскрепощающей игрой для деток, является игра в «поезд». Тут непременно присутствует «машинист», который управляет поездом, собранным из нескольких стульев. «Проводники», основная задача которых заключается в том, чтобы проверить наличие проездных документов у «пассажиров». А также, маленьким «проводникам» предстоит рассадить их по своим местам и принести всем желающим чай. В игре может также присутствовать «проверяющий», который следит за тем, чтобы в вагоне все было в порядке. Во время такой игры все участники рассказывают какие-нибудь смешные истории, пусть даже выдуманные. Поют вместе веселые песенки, рассказывают стихотворения.

Помимо того, что в этой игре дети приобретают навыки общения со сверстниками, они еще и обмениваются имеющимися знаниями. Развивают фантазию и воображение, учатся выполнять свои «профессиональные обязанности». Малыши, на собственном опыте, постигают, как следует вести себя в общественных местах. Огромным плюсом игры является то, что взрослые, пусть даже будучи сторонними наблюдателями, в ее процессе, могут создать сложную ситуацию. Например, такую, когда поезд попадает в аварию. Либо один из пассажиров поранился во время дороги. Или же проверяющий обнаружил пассажира, у которого нет проездного билета. Таким образом, можно направить игру на развитие тех или иных душевных качеств в детях. Это, либо желание помочь. Либо готовность быстро принять необходимые меры для «ликвидации последствий аварии». Либо развитие способности решать спорные и конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения путем «мирных переговоров».

Ролевые игры в «Магазин»

Хорошо развивает навыки общения, в том числе, и способность к тому, чтобы быстро реагировать на поставленные вопросы, игра в «магазин». Тут необходимо наличие «продавца», хотя бы одного «покупателя» и ведущего. В задачи «продавца» входит не только продать товар и получить за него деньги, но и прорекламировать его, одновременно, ответив на все вопросы «покупателя». Ведущий тоже может делать «покупки», тем самым, получая право задать и свой вопрос. Таким образом, дети обмениваются знаниями, учатся не теряться при ответах на поставленные вопросы.

Для того чтобы добавить больше азарта в такую игру, можно сделать так, чтобы ведущий оценивал работу каждого продавца, ставя ему за это, на свое усмотрение, определенное количество баллов. Игра заканчивается тогда, когда каждый участник игры попробует себя в обеих ролях, побыв как продавцом, так и покупателем. Ведущие, в течение всей игры, также могут меняться. Выигрывает здесь тот, кто не только продал большее количество «товара», но и заслужил, по мнению «авторитетного жюри», большее количество баллов.

Наверное, не зря классик сказал, что «наша жизнь — игра»! И тогда детские ролевые игры — это репетиция перед реальной жизнью.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Войти с помощью: